Как правильно взаимодействовать с недобросовестной управляющей компанией

Если УК не выполняет свои обязательства качественно и в срок, и взаимодействие с ее представителями не решает проблему, жизнь в новом доме перестает быть комфортной. Как восстановить справедливость, что для этого необходимо сделать, расскажем далее.

Основной задачей обслуживающей организации (УК, ТСЖ или фирмы с другим типом устройства) является создание условий для комфортного проживания в многоквартирном доме. Предоставление услуг должно основываться на нормах закона. Если жильцов не устраивает качество выполняемой работы данной организацией, они вправе сменить ее. 

Жалобы в адрес управляющих компаний достаточно распространены. Чаще всего собственники квартир жалуются на грязные парадные, перебои с водой, высокую стоимость услуг, неудобный формат взаимодействия и т.д. Самым непростым был период с начала нулевых и до конца 2010 года, когда УК постоянно уличали в мошенничестве. Ситуация улучшилась за последние годы, но и сейчас можно встретить случаи, когда управляющая компания забывает об основной своей задаче, а думает лишь о сборе средств с жильцов.

Жалобы собственников жилья в многоквартирных домах можно условно разделить на следующие подвиды:

  • Ресурсные. Жители чаще всего жалуются на низкое качество услуг: слабое отопление, частое отключение холодной или горячей воды, перебои с электроснабжением, некачественное строительство, использование дешевых стройматериалов. Все это следствие плохой работы УК, в обязанности которой входят устранение аварий и их последствий, поддержание целостности коммуникаций и инженерии, контроль за состоянием общего имущества.

  • Финансовые. Среди причин жалоб собственников квартир часто встречаются высокие тарифы на ЖКХ, которые иногда являются следствием намеренного завышения цен на обслуживание. Таким образом в распоряжении УК появляется больше средств, которые не всегда расходуются по назначению, а чаще оседают в карманах работников организации. Например, бывают случаи, когда стоимость услуг УК рассчитывается в зависимости от метража квартиры, что противоречит закону. На сайте Федеральной антимонопольной системы можно понять насколько установленный уровень оплаты услуг правомерен с помощью «Калькулятора ЖКХ», а также узнать номер соответствующего постановления для составления претензии.

  • Поддержание чистоты и порядка. Прямые обязанности УК — влажная и сухая уборка в подъезде, наведение порядка на территории возле дома (в том числе уборка снега в зимний период), борьба с насекомыми и другие. По каждой выполненной задаче управляющая компания должна составлять отчет (при необходимости с чеком). 

Как правильно выстраивать общение с представителями УК

При возникновении любой проблемы сначала сто́ит поговорить с сотрудниками управляющей компании. Общаться нужно вежливо, но строго. Лучше делать это в письменном виде, чтобы требования жильца дома и ответы организации были зафиксированы. Требование необходимо напечатать в двух экземплярах, на одном из которых сотрудник УК должен проставить отметку о принятии документа. В противном случае доказательств обращения в компанию не будет, следовательно, не сто́ит ждать и ответных действий.

Если диалог с управляющей компанией не принес желаемого результата, можно обжаловать действия либо бездействие организации. Начать необходимо с составления претензии, в которой будет кратко отражена проблема и приведены отсылки к правовым нормам, а в конце прописаны требования. Направить ее нужно в УК.

В случае получения отказа, отсутствия ответа в течение положенного времени или решения проблемы следует обратиться в жилищную госинспекцию. В претензии нужно описать проблему, нежелание УК ее исправлять, указать на отсутствие ответа на жалобу, а также вновь перечислить требования. К документу должны быть приложены копии обращений в УК с пометками о принятии.

Если и жилищная инспекция проигнорировала обращение или отделалась «отпиской», следующей инстанцией станет прокуратура. В этом случае потребуется поддержка юриста по жилищным вопросам, который подготовит необходимые документы, отвечающие юридическим нормам. Если суд не удастся выиграть, все издержки обязан оплатить истец. Иногда неплохих результатов можно добиться с помощью писем президенту, в вышестоящие инстанции или блогерам. Решить проблему можно с помощью создания резонанса и привлечения общественного внимания.

Когда работай УК недовольна бо́льшая часть жильцов, спустя пол года на собрании собственников можно принять решение и подписать документ о ее смене. Выбрать новую управляющую компанию можно лично или на конкурсной основе.

Читайте также

Популярные новостройки